О чём на самом деле говорится в сказке"Удивительный волшебник из страны Оз"

Изумрудный город

Повесть Лаймена Баума «Удивительный волшебник из Страны Оз» имеет посвятительное значение. И в основе сюжета повести, и в основе посвящений лежит изречение «Познай самого себя», имеющее древнейшее происхождение.
Слово «oz» — это сокращение английского слова ounce «унция» (единица веса около 28 граммов). В данном случае подразумевается мера золота и золотая середина.

Главные герои

Главные персонажи повести символизируют одновременно разные свойства человеческой натуры, разные типы людей и разные части общества: Страшила — это ум и народ, Железный Дровосек — это чувство и власть, Лев — это язык и интеллигенция. Дороти объединяет всех троих, а Тотошка символизирует мысль, которая возникает при соединении противоположностей. Иначе, Страшила — это красное, Дровосек — белое, Лев — зеленое, Дороти — золотое, все четверо — это материальное, а Тотошка — пятый элемент, нематериальное. Вместе эти персонажи составляют как бы одного человека или единое общество. Не считая Тотошки, каждый надеется что-то получить от Оза: Страшила — мозги, Дровосек — сердце, Лев — храбрость, а Дороти хочет возвратиться домой. Проходя различные испытания, герои лучше узнают самих себя, и в итоге получают то, что у них и так было, только они не знали об этом. Таким образом, их посвящение состояло в познании самих себя, в соответствии с древним изречением, и все их приобретения являются символическими и духовными.

Карта страны Оз

Если посмотреть на карту Страны Оз, мы увидим как бы одну из египетских Великих Пирамид при взгляде сверху: Страны Востока, Запада, Севера и Юга напоминают четыре грани пирамиды, а Изумрудный город в центре напоминает вершинный камень пирамидион (по-египетски Бен-бен). То, что здесь присутствует именно древнеегипетская символика, подтверждается одним из эпизодов повести: Страшила повисает на шесте посредине реки, потом Аист спасает его. Шест символизирует первичный холм Бен-бен, возникший из вод океана-хаоса. В начале творения богу-творцу Атуму негде было встать, везде был океан, поэтому Атум создал холм Бен-бен. В Древнем Египте этот холм изображался в виде обелисков и вершинных камней пирамид, которые также именовались Бен-бен.

Страшила на шесте

Страшила на шесте соответствует Атуму на первичном холме, а Аист соответствует птице Бенну. Бенну — это цапля, считавшаяся душой бога солнца Ра, а в других мифологиях ей соответствует Феникс. В широком смысле Бен-бен (холм, обелиск, вершинный камень) обозначает полярную ось, а Бенну (Феникс) обозначает прецессию в ее эзотерическом значении.

Теперь поговорим о символике числа «5», так как мы уже познакомились с 5-ю главными героями и 5-ю королевствами страны Оз. Упрощенно это четыре материальных элемента и один нематериальный (quinta essentia «пятая сущность»). В повести пятеричность представлена во всем:
1) пять частей страны Оз: Страны Востока, Запада, Севера, Юга, Изумрудный город;
2) пять главных героев: Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев, Дороти, Тотошка;
3) пять препятствий по пути в Изумрудный город: ров поуже, ров пошире, Калидасы, река, маковое поле;
4) пять препятствий в Стране Запада: стая волков, стая ворон, рой пчел, ополчение Мигунов, Летучие Обезьяны;
5) пять препятствий в Стране Юга: воюющие деревья, фарфоровая стена повыше, фарфоровая стена пониже, гигантский паук, Стреляющие Головы;
6) пять правителей: две добрые волшебницы, две злые волшебницы, волшебник Оз;
7) пять жителей Изумрудного города: фермер с больной ногой, его жена, Страж Городских Ворот, Солдат с Зелеными Бакенбардами, Зеленая Служанка;
8) пять обличий, которые принимает Оз: Говорящая Голова, Красавица, Зверь, Огненный Шар, невидимость.

Голограмма волшебника страны Оз

Оз выступает в повести и как волшебник, и как обычный человек, то есть его нужно рассматривать двояко. В этом и заключается смысл имени Оз как золотой середины: с одной стороны, Оз — это обманщик, выдающий себя за волшебника, с другой стороны, Оз — это человек, попавший в сложную жизненную ситуацию и вынужденный приспосабливаться. На тот факт, что волшебник страны Оз — это не только пятый элемент (волшебник), но и шестой (обычный человек, житель Изумрудного города), намекает фраза, описывающая воздушный шар, на котором потом улетает Оз:
«получился огромный мешок — метров шесть длиной» (гл. 17).

Как известно из Библии, число «6» — это число человеческое (человек был создан на шестой день, Быт. 1,27).
Есть и другие шестые элементы — это дикий кот, охотившийся на мышей, и Мышиное Королевство.
Коту Железный Дровосек отрубил голову, чтобы спасти от гибели мышь, за которой тот погнался. Но таким же хищником, как кот, был и Трусливый Лев:
«Лев убежал в лес и там добыл себе что-то на ужин, а что именно, никто не знал, да и сам Лев об этом помалкивал» (гл. 7).
Хоть Лев и не сказал, что он добыл, но перед этим он предлагал Дороти принести ей мяса оленя. Смысл этих подробностей в том, что мышь эзотерически обозначает человека-вора, а олень эзотерически обозначает человека-интеллигента. Здесь следует отметитьть, что в эзотерике разные животные обозначают людей, которые характеризуются соответствующими чертами. Мышь и олень в данном случае изображают два вида пишущей интеллигенции — поверхностную, недобросовестную и, наоборот, глубокую, добросовестную. Поверхностность и недобросовестность в эзотерике считается воровством, хотя вопрос, где проходит граница между добросовестностью и недобросовестностью остается открытым. Впрочем, можно провести различие и между домашними и полевыми мышами — полевые мыши эзотерически считаются более положительными.
Спасенная мышь оказалась Королевой Полевых Мышей, и в благодарность неоднократно помогала Дороти и ее друзьям. Дикого кота можно в определенном смысле считать шестым в цепочке главных персонажей, а Мышиное Королевство можно считать шестой частью страны Оз. Так как все события в повести следует понимать символически, мыши являются авторами неглубоких, но в чем-то полезных книг, а книги — это то, посредством чего происходит посвящение. Книги изображаются различными видами пищи, которую едят герои в течение всего повествования (у каждого вида пищи в повести есть символическое значение).

Теперь поговорим о посвящении. Посвящение происходит посредством книг, то есть в виде приобщения к духовной культуре человечества, и преодоления духовных препятствий. Многие эзотерические книги иногда в явной, иногда в скрытой форме содержат отсылки к другим книгам, с которыми желательно ознакомиться.
Древнеиндийские мотивы присутствуют в повести в эпизоде с Калидасами и в истории Летучих обезьян.

Калидасы

«- Кто такие Калидасы? — спросила Дороти.
— Это страшные звери. У них туловища медведей и тигриные головы, — объяснил Лев. — А клыки у них такие длинные и острые, что любому из них ничего не стоит разорвать меня на клочки…
Оглянувшись, они увидели, как в их сторону несутся стремглав два странным создания, похожие и на медведей, и на тигров сразу» (гл. 7).
Двое Калидасов изображают стадию посвящения, которая характеризуется раздвоением личности посвящаемого. Считается, что это промежуточная стадия, стадия несовершенных представлений, преодолев которую личность объединяется сама с собой. Имя Калидасы очевидно произведено от имени древнеиндийского поэта Калидасы, автора пьесы «Шакунтала» на сюжет из «Махабхараты». Еще одна отсылка к древнеиндийской литературе содержится в истории Летучих Обезьян (гл. 14), где участвуют герои с индийскими именами.

Летучие обезъяны

Говоря коротко, это отсылка к «Рамаяне», среди персонажей которой есть похожие на людей обезьяны. И Калидасы, и Обезьяны обозначают промежуточную ступень на пути посвящения, а «Махабхарата» и «Рамаяна» — это рекомендуемые для прочтения книги.
Библейские мотивы появляются уже в начале повести, когда волшебница целует Дороти в лоб:
«- Никто не смеет обидеть того, кого поцеловала Волшебница Севера.
Она подошла к Дороти и нежно поцеловала ее в лоб. Как выяснилось потом, на месте поцелуя остался легкий алый след» (гл. 2).
Впоследствии след на лбу помогает Дороти и защищает ее от опасности. Этот след — то же, что «Каинова печать» как ее обычно представляют, а вся сцена соответствует словам из Библии:
«И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт 4:15).
Как известно, библейский Каин отправился на Восток, то есть в Китай и Америку (если идти все время на Восток, то придешь на Запад).

Фарфоровая страна

Символическим Китаем в повести является Фарфоровая Страна с фарфоровыми жителями. Фарфор — это не только символ Китая, но и символ хрупкости человеческих чувств. Если число шесть означает человека, то число семь означает человеческую культуру. Фарфоровая Страна является седьмой частью страны Оз, а также, продолжая библейские аналогии, символическим городом Енохом. Америку как часть Востока символизирует Изумрудный город, в котором жители напоминают китайцев:
«Мужчины возили поклажу в маленьких тачках на колесиках» (гл. 11).
Таким образом, герои повести, придя в Изумрудный город и в Фарфоровую страну, достигли символического Востока Библии, куда был изгнан Каин. Конечно, символические Китай и Америка имеют мало общего с реальными, так как здесь отражены духовные представления.

Будьте в курсе всего тайного и необъяснимого. Подписывайтесь, чтобы не пропустить ничего интересного. Комментируйте, ставьте лайки и задавайте вопросы, мне интересно знать ваше мнение.

Дзен https://dzen.ru/id/62f3ed6fe9937447ecefe0a9

Группа в контакте https://vk.com/club215368202

Связаться со мной можно здесь https://vk.com/id744754700

2 комментария к “О чём на самом деле говорится в сказке»Удивительный волшебник из страны Оз»”

  1. 1xBet является очень популярных на рынке. https://bet-promokod.ru/ Большой выбор событий из мира спорта и киберспорта, множество открытых линий, высочайшие коэффициенты. Кроме того, БК имеет широкий функционал и немногие дает возможность совершать ставки по уникальным промокодам. Используя промокоды, вы можете получить реальный денежный выигрыш, не внося абсолютно никаких средств. Это реально! Узнать актуальный промокод вы можете сейчас же, однако использовать его необходимо в соответствии с условиями и инструкциями, которые приведены ниже.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: